Медколледж открывает мастерские
- Опубликовано 13 Сентябрь 2019
- Просмотров: 940
Учебный год начался для Томского базового медицинского колледжа с приятного события: в торжественной обстановке состоялась презентация пяти мастерских, открытых в рамках проекта «Молодые профессионалы» нацпроекта «Образование».
Поздравляя коллектив колледжа с открытием мастерских, начальник департамента профессионального образования ТО Юрий Калинюк отметил, что в ТБМК провели большую и кропотливую работу, чтобы написать успешную заявку на грант. Теперь можно ожидать высоких результатов от студентов колледжа на всероссийском чемпионате «Молодые профессионалы», базой для подготовки к которому станут мастерские.
В свою очередь начальник департамента здравоохранения ТО Александр Холопов заявил, что запуск мастерских – большое событие для томского здравоохранения, ведь региону остро необходимы специалисты, владеющие самыми современными знаниями и навыками в сфере медицины.
Также он призвал руководителей ЛПУ активно сотрудничать с колледжем в учебном процессе.
Председатель комитета по труду и социальной политике Законодательной Думы ТО Леонид Глок сказал, что медколледж всегда первым внедряет новшества в педагогический процесс и тем самым задает высокую планку другим образовательным учреждениям. Мастерские – еще одна важная веха в этом направлении.
НА ВСЕ РУКИ МАСТЕРА
Томский базовый медицинский колледж выиграл грант Министерства просвещения РФ в размере 5,8 млн рублей. Эти средства предназначены для создания уникальных мастерских, в которых студенты смогут обучаться по стандартам федерального проекта «Молодые профессионалы» (повышение конкурентоспособности профессионального образования) национального проекта «Образование» (2019–2024 годы).
Новые задачи требуют новых решений
Задача проекта «Молодые профессионалы» – модернизация профессионального образования, которое теперь должно полностью соответствовать мировым стандартам. Для этого Министерство просвещения внедряет в процесс подготовки специалистов новые методы подачи учебного материала, а также контроля полученных знаний. Максимальная интерактивность и очень много практики в отработке навыков – их главные принципы.
Теперь практическое освоение профессии по профильным предметам студенты будут осуществлять в мастерских – это целые комплексы, максимально приближенные к реальным рабочим местам будущих специалистов. В мастерских студенты будут в игровой форме овладевать самыми передовыми технологиями, применяемыми в будущей профессии, а экзамены станут сдавать в формате выполнения практического задания.
При обучении медицинским специальностям такие мастерские особенно важны. Раньше студентам медколледжа приходилось нарабатывать профессиональный опыт на реальных пациентах, что не всегда этично. Теперь они будут иметь возможность отточить свои практические навыки до совершенства без ущерба для больного.
Пять мастерских всего за три месяца
Директор ТБМК Татьяна Ложкина говорит, что коллектив колледжа был настроен упорно бороться за получение этого гранта. Ведь он позволяет занять передовые позиции в подготовке медицинских специалистов.
– Мы проделали большую работу во время подготовки заявки и рады, что комиссия выбрала именно нас, – рассказывает Татьяна Юрьевна. – Грант предполагает оснащение любых пяти мастерских. Наш колледж решил, что в первую очередь нам необходимы мастерские по компетенциям, в которых ТБМК участвует в чемпионатном движении «Молодые профессионалы» (WorldSkills), – «Медицинский и социальный уход» и – с 2019 года – «Фармацевтика». Три другие компетенции – это направления, очень актуальные для нашего областного здравоохранения: «Скорая неотложная помощь», «Акушерская помощь женщине и новорожденному при физиологическом течении до и после родового периода», «Профилактика стоматологических заболеваний».
По ним мы сами разрабатывали стандарты обучения и инфраструктурные листы технического оснащения мастерских. В качестве экспертной комиссии при подготовке требований для этих трех мастерских мы привлекли тех, для кого готовим специалистов, – работодателей, а также Томскую региональную общественную организацию «Профессиональная ассоциация медицинских сестер Томской области».
Одним из условий получения гранта было многоканальное финансирование, в том числе со стороны администрации субъекта РФ. ТБМК предоставил гарантийное письмо, что администрация области выделит колледжу 585 тыс. рублей, а собственные внебюджетные средства составят 160 тыс. рублей.
В соответствии с требованиями гранта необходимо было предусмотреть отдельные помещения для размещения комплекса мастерских, оформление их единым блоком с обязательным обозначением бренда «Молодые профессионалы». Для этого колледж выделил из внебюджета еще 3,7 млн рублей.
Мастерская по компетенции «Фармацевтика» разместилась в главном корпусе ТБМК по адресу ул. Смирнова, 44/1. Остальные мастерские расположились в корпусе по адресу ул. Лебедева, 104.
– Такое размещение позволило нам создать традиционный акушерско-педиатрический блок, куда вошли прежние помещения для занятий по направлению «Педиатрия» и новая мастерская по акушерской помощи.
Всего за три месяца с начала финансирования колледж подготовил и оснастил мастерские. В конце сентября, когда завершится теоретический блок по данным предметам, студенты начнут отрабатывать практические навыки в новых условиях.
Многофункциональное использование
– Министерство просвещения РФ предполагает использовать мастерские не только для обучения студентов, – объясняет Татьяна Юрьевна. – В них будет проводиться постдипломное обучение, а также повышение квалификации преподавателей колледжа по данным дисциплинам. После занятий помещения мастерских займут ребята из научных студенческих кружков. А для студентов дистанционной формы обучения на базе мастерских мы станем проводить онлайн-занятия и снимать видеокурсы.
Также планируем использовать мастерские для профессиональной навигации школьников и санпросветработы с томичами – взрослыми и школьниками, студентами ссузов.
Как известно, ТБМК имеет статус сертифицированного центра по компетенции «Медицинский и социальный уход» всероссийского чемпионата «Молодые профессионалы». В этом году медколледж станет площадкой для проведения регионального этапа этого конкурса еще и по второй, новой компетенции – «Фармацевтика». Соревнование должно быть захватывающим и интересным, так как кроме команды ТБМК, мы надеемся, что примут участие студенты медико-фармацевтического коледжа Сибирского медуниверситета.
В 2020 году колледж планирует вывести на региональный этап WS и новую компетенцию «Скорая неотложная помощь», а в дельнейшем проводить по этой компетенции демонстрационный экзамен.
– У нас разработана дорожная карта по реализации мастерских до 2024 года, – отмечает директор колледжа. – Уверена, что наши выпускники обязательно будут востребованы на рынке труда и принесут много реальной пользы томскому здравоохранению.
Марина ДИАМАНТ
мастерская «Медицинский и социальный уход»
– Предмет «Медицинский и социальный уход» является базовым, поэтому в этой мастерской будут заниматься студенты сразу нескольких специальностей, – рассказывает заведующая мастерской, преподаватель ТБМК Анисия Масолыко. – Мастерская имитирует рабочее место медсестры, обеспечивающей уход за лежачим больным. Здесь есть современная функциональная кровать с аксессуарами (поворотными кругами, поясом для поднятия пациента), панель жизнеобеспечения, подъемник для тяжелобольных пациентов.
Одновременно в мастерской могут заниматься 10 человек. Для обучающего процесса – это идеальная численность учеников. Каждый из группы по очереди выполняет роль пациента, а его одногруппники отрабатывают на нем все медицинские манипуляции. Как показала подготовка к чемпионату «Молодые профессионалы», такой формат занятий ребятам очень нравится. Они лучше усваивают все знания и изнутри понимают все нюансы ухода за лежачим больным.
мастерская «Акушерская помощь женщине и новорожденному»
– Мы будем обучать ребят по специальностям «Акушерское дело» и «Фельдшерское дело», – проводит экскурсию по своей мастерской ее заведующая, преподаватель ТБМК Елена Петрова. – Здесь студенты будут изучать акушерскую помощь во всех трех периодах неосложненных, физиологических родов. Роль роженицы у нас выполняет компьютеризированный манекен, который симулирует роды. Новорожденный у нас тоже очень реалистичный манекен, на котором студенты будут учиться делать антропометрические измерения, обрабатывать пуповину, кожные покровы и слизистые, а также отслеживать его состояние в раннем послеродовом периоде.
Моя задача как преподавателя – поддерживать постоянную обратную связь с обучающимися. Это не строгий контроль, как раньше, а наставничество, диалог. При такой поддержке ребята не боятся ошибиться, начинают осмысливать свои действия и в итоге лучше усваивают предмет.
мастерская «Стоматология профилактическая»
– Студенты специальности «Стоматология профилактическая» будут отрабатывать здесь базовые навыки в области гигиены: первичное стоматологическое обследование пациента, аппликации реминерализирующего средства, проведение неинвазивной герметизации фиссур, профилактика кариеса и многое другое, – объясняет заведующая мастерской, преподаватель, методист ТБМК Ирина Ходос. – Главная особенность нашей мастерской – ее мобильность. Учебные пособия мастерской – манекены и муляжи гигиенических средств – можно легко транспортировать и проводить занятия вне колледжа. Мы планируем активно проводить просветительские лекции о сохранении здоровья зубов в колледжах и школах Томска.
мастерская «Фармацевтика»
– Наша мастерская – это полноценный макет аптеки с правом изготовления лекарственных форм, – с гордостью говорит заведующая мастерской, преподаватель ТБМК Ирина Андреева. – Она оснащена всеми необходимыми приборами для контроля качества изготавливаемых лекарств, в том числе дорогостоящим спектрофотометром. Здесь со студентами по специальности «Фармация» мы будем отрабатывать все функции, с которыми сталкивается фармацевт в реальной жизни, – от изготовления лекарств до правильного отпуска медпрепаратов населению. Также мастерская станет площадкой для последипломной аккредитации специалистов.
мастерская «Скорая неотложная помощь»
– Это полноценный макет автомобиля скорой помощи, укомплектованный всем необходимым оборудованием, – рассказывает заведующая мастерской, преподаватель ТБМК Виктория Рыбина. – У нас есть три самых современных компьютеризированных манекена пациентов: взрослого, подростка и новорожденного. Манекены можно запрограммировать на определенный вид помощи с возможностью обратной связи – они сообщают, правильно ли студент выполняет манипуляции или ошибается. В мастерской мы будем отрабатывать практически все сценарии работы бригады «скорой»: помощь при ДТП, внезапная остановка кровообращения, приступ астмы, инфаркт миокарда и др.
Во время занятий все действия обучающихся будут записаны на видеокамеру, чтобы они смогли проанализировать и обсудить свои ошибки. Такая интерактивная форма занятий очень хорошо развивает у студентов клиническое мышление.