Уникальный проект становления педагогов
- Опубликовано 09 Май 2018
- Просмотров: 1043
Делегация Томского базового медицинского колледжа представила собственный проект поддержки молодых преподавателей «Школа педагога-наставника» на форуме Сибирского федерального округа в г. Иркутске, который был посвящен возрождению института наставничества в Российской Федерации.
В начале февраля АНО «Агентство стратегических инициатив» при Правительстве РФ провело первый всероссийский форум «Наставник-2018», направленный на развитие профессиональной среды наставничества. Форум стал дискуссионной площадкой для специалистов из самых разных областей деятельности: действующих наставников на предприятиях, представителей кадровых служб крупнейших государственных и бизнес-корпораций, некоммерческих организаций и образовательных учреждений.
Кроме того, на форуме подвели итоги всероссийского конкурса «Лучшие практики наставничества», на который было подано более 4000 заявок. Цель конкурса – поиск и тиражирование практик наставничества и менторинга в Российской Федерации, повышение социального статуса наставника, признание его роли, места в обществе и возможности системного поощрения.
Судя по количеству участников мероприятия и заявок на конкурс, проблематика форума оказалась очень актуальной и востребованной для россиян, поэтому организаторы приняли решение на площадках проведения региональных чемпионатов WorldSkills Russia провести окружные форумы для специалистов в регионах, а также наградить лучшие региональные проекты в области наставничества.
Так, 20 февраля в Иркутске состоялся окружной форум «Наставник» Сибирского федерального округа, на котором собрались 600 специалистов Томской, Омской, Новосибирской, Кемеровской областей, Алтайского края, Республик Бурятия и Алтай. В торжественном открытии мероприятия приняли участие полномочный представитель президента России в СФО Сергей Меняйло, губернатор Иркутской области Сергей Левченко, министры областного правительства.
Работа форума, как и конкурса, была организована по пяти секциям: «Наставничество на предприятии», «Наставничество в образовании», «Наставничество в социальной сфере», «Наставничество в бизнесе и предпринимательстве», «Дети учат детей». В рамках каждой секции прошли презентации наиболее интересных практик.
Традиции наставничества
Томский базовый медицинский колледж принял участие в секции «Наставничество в образовании и кружковом движении» (группа «Наставничество по направлению "Педагог-педагог"»), которая оказалась самой многочисленной на форуме – она собрала более 150 человек.
С докладом о работе «Школы педагога-наставника» перед аудиторией секции выступила преподаватель ТБМК высшей категории, заслуженный учитель РФ, кандидат педагогических наук Ольга Бобина. Стаж Ольги Сергеевны как наставника насчитывает более 25 лет, на ее счету около 50 преподавателей, которым она помогла постичь секреты профессии.
В медколледж Ольга Бобина пришла работать преподавателем в 1976 году, сразу после окончания пединститута.
– По своему личному опыту я знаю, что начинать педагогическую карьеру непросто, – объясняет Ольга Сергеевна. – Молодому специалисту, например, может не хватать теоретических знаний в методике проведения занятий. Он может испытывать психологическое давление из-за высокой ответственности за результат своего труда. Могут возникать трудности во взаимодействии с учениками, а еще он должен органично влиться в уже существующий коллектив. Если начинающий педагог останется один на один со своими проблемами, то высока вероятность, что он уйдет из профессии. Для того чтобы помочь новому члену нашего коллектива адаптироваться, разработана двухуровневая система наставничества. Она реализуется в форматах «Школы молодого педагога» и «Школы педагога-наставника».
Педагог садится за парту
В этом году в ТБМК пришли семь новых сотрудников. Не все они молоды по возрасту, однако все находятся еще в самом начале своего педагогического пути. Прежде чем перейти к урокам со студентами, в сентябре они прошли тренинги в «Школе молодого педагога».
На занятиях начинающие преподаватели знакомились с принципами педагогической работы со студентами, а также самыми современными методами и формами обучения. Особое внимание в школе уделяют изучению нормативно-правовой базы и документооборота, обеспечивающих работу педагога в колледже.
На вводных занятиях работа школы не заканчивается. В течение года регулярно проводится обучение по актуальным для педагогов темам. Так, в этом году были проведены тренинги «Инновационные технологии обучения», «Организация исследовательской деятельности студента», «Инфографика в оформлении презентации». Занятия проводятся в формате лекций, проблемных семинаров, деловых игр, фокус-групп. Их с удовольствием посещают и более опытные преподаватели.
Организацией работы «Школы молодого педагога» занимается методический отдел колледжа под руководством заведующей Анжелики Дмитриевой.
Индивидуальная траектория развития
В дополнение к групповым занятиям в колледже проводится индивидуальное наставничество в рамках «Школы педагога-наставника». Приказом директора колледжа к каждому молодому специалисту на год прикрепляется личный наставник, который помогает решить индивидуальные проблемы и разработать траекторию карьеры.
– В нашей системе адаптации мы выделяем несколько направлений, по которым ведется работа с педагогом, – рассказывает Ольга Сергеевна. – Как показывает опыт, все они важны и взаимосвязаны друг с другом. Такое комплексное наставничество направлено не только на быструю адаптацию в коллективе, но и на полноценное раскрытие потенциала нового сотрудника, построение им успешной вертикальной или горизонтальной карьеры. Почему для нас это важно? Потому что успешный, удовлетворенный своей карьерой человек всегда работает добросовестно, с полной отдачей и показывает высокие результаты в своей деятельности.
Первое направление в этой системе – профессиональная адаптация. Наставник помогает реализовать полученные педагогические знания, подсказывает ошибки при практическом проведении занятий со студентами. Организует посещение уроков опытных педагогов.
– Я, как наставник, помогаю преподавателям правильно подготовиться к занятиям. На уроках подопечных акцентирую внимание на «слабых местах». Например, одна из частых ошибок молодых преподавателей – проведение практического занятия быстрее, чем на это необходимо времени по регламенту, – рассказывает Ольга Бобина. – Казалось бы, мелочь, однако я объясняю коллеге, что на самом деле он неправильно распределил нагрузку, не уделил время сложным в понимании аспектам, в общем, несколько небрежно отнесся к своим обязанностям. И таких нюансов в нашей профессии может быть много.
В помощь молодым педагогам Ольга Бобина подготовила методическое пособие «Основы педагогической деятельности», где отражаются наиболее важные моменты работы преподавателя.
Один из самых эффективных методов передачи знаний, по мнению Ольги Сергеевны, – совместная работа молодого сотрудника и наставника в какой-либо проектной деятельности: организация учебных и внеучебных мероприятий, подготовка к выступлениям на конференциях и многое другое.
– Во время такой совместной работы часто происходит не только обучение важным навыкам молодого сотрудника, но и обогащение знаниями самого наставника! Например, в процессе работы по дистанционному обучению студентов, повышающих квалификацию, моя подопечная Анисия Масолыко помогала мне более эффективно пользоваться компьютерной системой MOODLЕ.
В зависимости от интересов и склонностей педагога мы совместно разрабатываем план мероприятий, в которых ему необходимо участвовать, или квалификацию, которую нужно получить, чтобы добиться определенного карьерного роста.
Преподавательская деятельность чревата психологическими перегрузками. Психофизиологическая адаптация позволяет избежать профессионального выгорания, правильно настроиться на работу, чтобы избежать возможных стрессов.
Социально-психологическая адаптация предполагает знакомство с традициями, корпоративными ценностями коллектива.
Наконец, наставничество включает экономическую адаптацию, когда молодому преподавателю объясняют, как рассчитывается его заработная плата в рамках системы эффективного контракта, внедренной в колледже.
– Все мои подопечные преподаватели знают, что я всегда готова ответить на любой вопрос, – объясняет Ольга Бобина. – Я стараюсь установить с ними доверительные отношения, иначе передать знания невозможно.
По мнению Ольги Сергеевны Бобиной, чтобы быть хорошим наставником, педагог должен «в первую очередь любить и уважать людей».
– Наставник должен быть настоящим профессионалом своего дела, дисциплинированным, мудрым, – дополняет ее преподаватель философии Алла Банникова, также наставник с большим стажем. – Это соратник, сподвижник, он заинтересован в высоких профессиональных результатах другого человека.
Несмотря на то что за каждым молодым специалистом закреплен собственный наставник, другие опытные коллеги всегда готовы поделиться своими знаниями. Такое отношение помогает формировать в колледже высокопрофессиональную команду педагогов.
Перспективы на будущее
– Тот факт, что работа «Школы педагога-наставника» колледжа была представлена на окружном форуме, говорит о высоком качестве нашего проекта, – комментирует директор ТМБК Татьяна Ложкина. – В нашем учебном заведении, которое в этом году отмечает 140-летний юбилей, накоплен богатейший опыт в области наставничества, который мы структурировали в эффективную систему поддержки начинающих преподавателей.
Теперь наши уникальные наработки в области наставничества можно тиражировать и в других учебных заведениях.
На окружном форуме мы почерпнули много интересных идей, которые планируем внедрить в практическую работу нашего колледжа.
Например, систему наставничества «Студент студенту». Она поможет первокурсникам быстрее привыкнуть к жизни в новом для них учебном заведении, а также повысить показатели успеваемости.
Кроме того, будем развивать наставничество «Работодатель-выпускник» во время прохождения нашими подопечными практики на базе ЛПУ. Задача колледжа – выпустить на рынок конкурентоспособных специалистов, а без помощи работодателей этого сложно достигнуть.
Впереди у нас много планов и работы!
Марина ДИАМАНТ
примеры наставничества
• АНИСИЯ МАСОЛЫКО стала преподавателем после окончания медколледжа в 2015 году. На следующий год поступила в педагогический университет на специальность «Педагог-психолог», прошла аттестацию на преподавателя I квалификационной категории. Очень скоро возглавила цикловую методическую комиссию «Сестринское дело».
Анисия Викторовна преподает дисциплины «Выполнение работ по профессии "Младшая медицинская сестра по уходу за больными"» и «Технология оказания медицинских услуг». Об успехах педагога свидетельствуют такие факты: ее студенты не единожды становились лауреатами студенческих конкурсов, а Надежда Репалова стала призером отборочных этапов III Регионального чемпионата «Молодые профессионалы» Worldskills Russia в Томской области по компетенции «Медицинский и социальный уход».
– Первое время мне нужно было привыкать к новой роли – осознать себя уже не студенткой, а педагогом в коллективе моих бывших преподавателей. Были трудности с изучением документации. Без помощи моего личного наставника Ольги Сергеевны Бобиной мне было бы сложно адаптироваться. Вместе с ней мы определили мою траекторию развития карьеры – мероприятия, где я могу проявить себя как профессионал, формы дополнительного обучения. Такая помощь неоценима!
• ДАРЬЯ МИХАЙЛОВА является преподавателем дисциплины «Основы латинского языка с медицинской терминологией» с 2013 года. За время работы в колледже она достигла весомых успехов: была членом Управляющего совета преподавателей колледжа, в 2017 году аттестована на высшую квалификационную категорию. Сегодня является магистрантом педагогического университета по направлению «Учитель русского языка».
На счету Дарьи Михайловой победы в различных профессиональных конкурсах. Также она хорошо проявила себя в команде организаторов крупных мероприятий: III Межрегиональной олимпиады по своему предмету среди студентов медицинских и фармацевтических колледжей СФО, областного лингвистического конкурса «Эрудит» и других.
– Я пришла в колледж, уже имея опыт преподавания в СибГМУ, – вспоминает Дарья Олеговна. – Однако благодаря наставничеству Ольги Сергеевны Бобиной открыла в себе организаторские способности. Вместе мы участвовали в подготовке олимпиад по латинскому языку, что было для меня новым опытом.
• МАРИНА ИСХАКОВА преподает дисциплину «Английский язык» в медколледже с 2012 года. Уже через два года молодой педагог была аттестована на первую квалификационную категорию. Затем стала председателем цикловой методической комиссии преподавателей гуманитарных дисциплин. Сегодня Марина Анатольевна обучается в магистратуре педагогического университета по специальности «Психология и социальная педагогика».
– До колледжа я в течение года работала преподавателем в средней образовательной школе, поэтому могу сравнить, как выстраивается работа с молодыми специалистами, – рассказывает Марина Исхакова. – В школе у меня не было наставников, а с возникающими вопросами каждый раз к директору за консультацией не пойдешь. Все проблемы приходилось решать самостоятельно, что для неопытного сотрудника крайне сложно. В колледже у меня был личный наставник, Ольга Сергеевна Бобина, к которой я могла обратиться за помощью в любой момент. До сих пор я советуюсь с ней, например, по делопроизводству в работе цикловой комиссии и очень благодарна за помощь!
наставники
Наставничеством в колледже занимаются лучшие педагоги с большим профессиональным стажем. Среди них Ольга Сергеевна Бобина, Галина Васильевна Гуркина, Алла Николаевна Банникова, Наталья Руслановна Николаева, Ирина Владимировна Повх, Наталья Владимировна Никитина, Елена Александровна Глазкова.
учреждена награда
На встрече с участниками форума «Наставник-2018» Владимир Путин поддержал идею возрождения почетного звания «Заслуженный наставник России». Спустя всего месяц после окончания форума указом Президента РФ был учрежден новый знак отличия «За наставничество». Им будут награждать опытных работников, в том числе государственных и муниципальных служащих, за личные заслуги в наставничестве в течение не менее пяти лет.