Back Вы здесь: Главная Коллеги Центр управления изменениями в образовании

Центр управления изменениями в образовании

medkol1Учебный год в ОГБПОУ «Томский базовый медицинский колледж» начался с приятных новостей: сразу трое сотрудников были отмечены различными наградами. Немаловажно, что ими оказались педагоги, которые так или иначе занимаются методической работой. В системе новых организаторско-управленческих подходов методическая служба колледжа играет особую роль.

- Вся наша работа строится в рамках «Программы стратегического развития колледжа на 2014-2020 годы», рассказывает руководитель методической службы колледжа Анжелика Дмитриева. – Основными задачами Программы являются повышение качества образовательных услуг на основе модернизации образовательного процесса с учетом современных требований системы здравоохранения, развитие инфраструктурного дизайна колледжа для подготовки конкурентоспособных медицинских кадров, создание комфортной среды для самореализации студентов. Выполняя эти задачи, мы добились определенных успехов - в прошлом году колледж стал «серебряным» призером Всероссийского конкурса «Лучший медицинский и фармацевтический колледж - 2015». К тому же ТБМК определен стажировочной площадкой Сибирской межрегиональной Ассоциации работников среднего профессионального медобразования по внедрению инноваций в систему управления образовательным учреждением.

medkol2Между тем нам регулярно приходится сталкиваться с новыми вызовами системы образования и здравоохранения. В частности, с 1 января 2017 года вступает в силу профстандарт педагога профессионального образования. Данный стандарт предъявляет достаточно жесткие требования к преподавателям и иным педагогическим работникам, что не может не отразиться на организации деятельности ТБМК и траектории его развития.

Мониторинг и анализ деятельности колледжа, своевременная коррекция показателей, заложенных в Программу, позволяют нам гибко реагировать на изменения макросреды, выявлять и решать проблемы, неизбежно возникающие у каждой образовательной организации, идущей по пути инновационных преобразований.

- Анжелика Олеговна, а каковы основные направления вашей «дорожной карты»?

- Для выполнения нашей Программы («дорожной карты») в колледже создан ряд проектов. В 2014 году их было 14, в настоящее время большая их часть реализована и переведена в режим функционирования. Актуальными на сегодняшний день остаются 5 проектов. Коротко расскажу о двух.

Один из самых значимых проектов в настоящее время – создание в ТБМК центра симуляционного обучения. Первые результаты реализации данного проекта, представленные на конференции «Профессиональное образование XXI века» 3-4 декабря 2015 года, получили высокую оценку коллег из сибирских регионов.

Другой не менее важный проект – создание единого информационного пространства ТБМК, объединяющего в единую систему электронные учебные курсы на платформе Moodle, сайт, локальную сеть, электронные библиотеки и т.д., что позволит повысить качество организационно-методического сопровождения учебного процесса. Уже сегодня нашим студентам доступны учебно-методические комплексы по различным дисциплинам на образовательном портале сайта колледжа, которые они могут использовать для самоподготовки и самоконтроля. Данные учебно-методические материалы разрабатываются преподавателями ТБМК, прошедшими специальное обучение по проектированию и созданию электронных образовательных ресурсов. Наиболее интересные и качественные работы представляются на областные и межрегиональные конкурсы, где наши педагоги за последние 2 года получили высшие оценки (М.А. Резник, А.О. Дмитриева, О.Р. Арылбаева).

Мы активно вовлекаем в проектную деятельность педагогов, организуем временные творческие, экспертные группы, в работе которых задействованы наиболее инициативные, квалифицированные, талантливые наши коллеги.

- Реализовать задуманное может только слаженная работа профессионального коллектива…

- Наш коллектив отличается высоким профессионализмом. Причем зрелый опыт соседствует с дерзновением молодости. Так, среди педагогов с большим стажем работы отличаются О.С. Бобина, кандидат пед. наук, руководитель стажировочной площадки колледжа, Н.В. Никитина - активный физкультурник, член обкома профсоюза медработников, а также Н.Р. Николаева, преподаватель психологии, Г.А. Ефтина – многолетний член редакционного совета колледжа, Г.В. Гуркина – ведущий специалист по сестринскому делу, Г.М. Миронова, стоявшая у истоков создания Программы стратегического развития.

К среднему поколению можно отнести преподавателя информатики Н.В. Боярову, активно внедряющую информационно-коммуникационные технологии в педагогическую деятельность; Е.В. Петрову – зав. кафедрой акушерства, которая внесла большой вклад в укрепление связей с работодателями, Н.И. Гречишникову, председателя цикловой методической комиссии «Лечебное дело», О.Р. Арылбаеву, преподавателя английского языка, которую без преувеличения можно назвать педагогом-новатором, преподавателей профессиональных моделей И.М. Садовскую, Т.Р. Ковалевскую, В.С. Фомина, Т.Ю. Дудченко, Р.И. Моторину, Е.А. Аникушину, А.В. Хныкину, М.Ю. Мамонтову и многих других наших коллег, чьи ценный опыт, педагогическое мастерство и преданность профессии являются залогом успешного развития колледжа.

Вдохновленная примером старших товарищей, подтягивается и молодежь. Всего 3 года работают в колледже педагоги Д.О. Михайлова и Ю.Ю. Варфоламеева, но они уже проявили себя активным участием в конкурсах, научно-практических конференциях, в организации проектной и исследовательской деятельности студентов.

Однако без эффективной системы управления образовательной организацией даже самые уникальные педагогические кадры не смогут раскрыть свой потенциал. Умело руководит нашим коллективом молодой, энергичный директор, Отличник здравоохранения РФ Т.Ю. Ложкина. В созданной ею команде управленцев ведущую роль играют опытные профессионалы: зам. директора по учебно-методической и воспитательной работе Н.Ф. Архипова, зав. отделом очного обучения Т.А. Калянова, методист дополнительного профессионального образования Е.А. Глазкова.

Нельзя не отметить, что одним из основных инструментов мотивации педагогов к продуктивной деятельности стал эффективный контракт. Опыт его внедрения расценивается нами как удачный, недаром он вызывает интерес у наших коллег из других профессиональных образовательных организаций Томской области и Сибирского федерального округа. Именно широкая вовлеченность трудового коллектива в реализацию Программы стратегического развития через проектную деятельность и стимулирование посредством эффективного контракта позволяют нам достигать намеченных целей.

 

О РОЛИ МЕТОДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ

- Наша служба организует свою работу во взаимодействии со всеми структурными подразделениями колледжа, цикловыми методическими комиссиями, кафедрами. Но сфера деятельности и зона ответственности постепенно расширяются, выходя за пределы традиционного процесса методической работы. В новом году мы будем курировать не только выполнение Программы стратегического развития, но и, например, материально-технические условия реализации этой Программы. А в службу помимо методистов должны входить маркетолог, аналитик, специалисты ресурсного центра, библиотечного дела, инженер-программист. Суть нашей работы будет заключаться не только в обеспечении целостного педагогического процесса научно обоснованными методическими материалами, но и в совершенствования условий реализации образовательных программ. Конечная же наша цель - повышение качества подготовки специалистов среднего медицинского звена. И это новое поколение специалистов должно обладать широким спектром компетенций, соответствующим требованиям современного здравоохранения.

 

 

ГОРДИМСЯ ТАКИМИ ПЕДАГОГАМИ

 

«ГЛАВНОЕ – ЛЮБИТЬ СВОЕ ДЕЛО»

Лауреатом премии Томской области в сфере образования, науки, здравоохранения и культуры в этом году стала преподаватель Ирина Лебедева. Так высоко были оценены ее педагогическое мастерство, результаты профессиональной деятельности.

medkol3Ирина Юрьевна – выпускница колледжа и педиатрического факультета Сибирского медуниверситета. Еще в студенчестве она отличалась активностью: занималась научно-исследовательской работой, участвовала в олимпиадах и конкурсах. В колледж пришла на работу как «в дом родной». Вот уже 13 лет она преподает дисциплины «Анатомия и физиология человека», «Основы патологии», за это время проявила себя знающим, авторитетным педагогом, что подтверждает высшая квалификационная категория. Ирина Юрьевна в совершенстве владеет учебным материалом. Является основным разработчиком учебно-методического обеспечения преподаваемых дисциплин для всех специальностей колледжа. Два года назад была признана коллективом «Преподавателем года». Использование И.Ю. Лебедевой инновационных педагогических технологий обеспечивает высокие показатели качественной и абсолютной успеваемости студентов. Многие из них с удовольствием занимаются и в предметном кружке, который ведет Ирина Юрьевна. А лучшие участвуют в конкурсах и олимпиадах различного уровня, занимая призовые места. Особая гордость у преподавателя за свою студентку Анастасию Игнатову, которая в прошлом году стала лауреатом премии Томской области в сфере образования, науки, здравоохранения и культуры.

Три года назад Ирина Лебедева была переведена на должность методиста.

- Ирина Юрьевна ведет большую методическую работу, - отмечает заведующая методической службой Анжелика Дмитриева. - Ее собственные учебно-методические материалы отличает высокое качество, они неоднократно отмечались на различных конкурсах. Ирина Юрьевна оказывает помощь преподавателям в разработке учебно-методических материалов, подготовке к конкурсам, научно-практическим конференциям, проводит занятия в «Школе молодого педагога». В ее багаже - 9 методических статей в сборниках различных конференций только за последние годы.

О новаторском подходе к своим обязанностям свидетельствует и то, что Ирина Юрьевна принимает активное участие во внедрении в образовательный процесс дистанционных технологий. Она разработала 2 электронных учебных курса на платформе Moodle: «Педиатрия» и «Основы анатомии, физиологии и патологии».

- Большую педагогическую нагрузку можно нести только тогда, когда любишь свою работу, своих студентов, - делится наш лауреат. - У меня есть и первокурсники, и дипломники – я одинаково переживаю за всех. А с преподавателями бывает, порой, еще сложнее, чем со студентами. Но все компенсируют результаты. Если есть успех в учебной или методической работе – ради него стоило тратить время и силы!

 

ОТ КОЛЛЕГ – ПОЧЕТ И УВАЖЕНИЕ

Педагог Галина Васильевна Гуркина удостоена почетного звания ”Почётный работник среднего профессионального образования РФ”.

medkol4Галина Васильевна трудится в медицине более 4-х десятков лет, а в качестве преподавателя колледжа – полвека! Признается, что все сестринские манипуляции, которые она преподает, может проводить с закрытыми глазами. Ее предметный модуль преподается на 1 курсе, когда, как она выражается, «ставятся руки» на фантомах, чтобы сделать различного вида инъекции, промывания и т.д. Начинается с простого, затем манипуляции усложняются – студенты учатся работать с инсулиновыми помпами, инфузоматами, периферическими катетерами.

- Умение грамотно, профессионально совершать манипуляции – важный элемент подготовки медсестринских работников, - считает Галина Васильевна, - тем более, что наш колледж начал подготовку к участию в отборочном туре движения WorldSkills International, которое объединяет 72 страны. Целью движения является повышение статуса рабочей профессии и улучшение стандартов профессиональной подготовки с помощью международных соревнований. В колледже создан кружок «Профессионального мастерства», где студенты под руководством ведущих преподавателей отрабатывают практические навыки, разыгрывают и разбирают конкретные ситуации, готовясь таким образом к профессиональным конкурсам (в т.ч. к первому туру чемпионата WorldSkills Russia, который состоится в 2017 году) и дальнейшей профессиональной деятельности. Работу этого кружка как раз и возглавила Отличник здравоохранения РФ Г.В. Гуркина. Она же является председателем цикловой методической комиссии «Сестринское дело».

- Комиссия объединяет 17 человек, - рассказывает педагог. - Мы анализируем программы модулей, помогаем совершенствовать профессиональную компетентность преподавателей. Работаем в тесном сотрудничестве с медсестрами ЛПО. Именно они ставят перед нами задачи по освоению нового медицинского инструментария, оборудования, новых методик проведения лечебных и диагностических процедур. ЦМК организует подготовку студентов к конкурсам профмастерства областного, межрегионального, всероссийского уровней, как правило, с высокой результативностью. Например, в прошлом году наша студентка Татьяна Пушкарева заняла третье место в межрегиональном конкурсе «Лучший фельдшер».

- Галина Васильевна – очень опытный и авторитетный педагог, - дает оценку руководитель методической службы Анжелика Дмитриева. - Ее уважают за желание всегда прийти на помощь, поделиться опытом, за доброжелательность и открытость.

 

МЕТОДИСТ ШИРОКОГО ПРОФИЛЯ

Преподавателю Елене Глазковой вручена Почётная грамота Департамента профессионального образования Томской области.

medkol5Елена Александровна – методист, курирующий разработку учебно-программного и учебно-методического обеспечения программ дополнительного профессионального образования медработников среднего звена. На данном поприще она работает более 13 лет, и именно эти годы считает самыми удачными в своей биографии. Они наполнены напряженной, но интересной, творческой работой. Сама Елена Александровна является преподавателем дисциплины «Иммуннопрофилактика инфекционных болезней», а как методист отдела организует работу по созданию и реализации дополнительных профессиональных образовательных программ по 32 специальностям и более чем 100 видам деятельности. Чтобы оказывать квалифицированную многоплановую помощь преподавателям и сотрудникам отдела, методисту нужно обладать хорошей эрудицией и профессионализмом.

- Каждый средний медицинский работник обязан проходить повышение квалификации 1 раз в 5 лет, - рассказывает специалист. - Как формируются программы? С учетом требований заказчика, то есть ЛПО города и области, а также департаментов здравоохранения и профобразования. Сейчас, например, особенно востребованы циклы «Иммунопрофилактика инфекционных болезней», «Паллиативная помощь», «Сестринское дело в косметологии» и др. Циклы проводятся для разных категорий слушателей: медсестер стационаров, детсадов, поликлиник, фельдшеров и т.д. В год обучение проходят около 2,8 тысяч человек. Наша задача – максимально удовлетворять запросы системы здравоохранения.

Надо сказать, Елена Александровна с этой задачей успешно справляется. Вместе с преподавателями отдела она разрабатывает электронные учебные курсы на платформе Moodle, часть занятий, таким образом, проводится дистанционно - самостоятельно, а также по скайпу с районами области. В результате время аудиторных занятий в колледже сокращается, а слушатели могут учиться без отрыва от производства, что очень важно для работодателей.

- Конечно, опыт в любой профессии чрезвычайно важен, но он приходит только в процессе работы, которую я очень люблю. Время сейчас сложное, но интересное, и я надеюсь, что ещё долго смогу заниматься любимым делом, - заключает педагог.

Валентина АНТОНОВА