Back Вы здесь: Главная Коллеги Я прожил свой век счастливо!

Я прожил свой век счастливо!

schteingardt1Многим поколениям томичей-медиков, сотрудников СибГМУ/ТМИ известно имя профессора, доктора медицинских наук Юрия Наумовича Штейнгардта.

31 января 2022 года ему исполнилось 100 лет!

Из них более 27 лет он проживает в Израиле, но поддерживает тесную связь с томичами. Накануне своего юбилея он прислал в газету автобиографические воспоминания.

 

«...В Томск я приехал 28 февраля 1957 года. Город был весь в снегу – деревья, дома, улицы. Снег не убирался, и сугробы были почти в человеческий рост. Кроме самого центра, город был деревянным. Моста через Томь не было, переправлялись зимой по льду. Всё, покрытое белым снегом, выглядело романтично, особенно старинные деревянные дома своеобразной сибирской архитектуры. Это было оригинально, непривычно и очень мне нравилось.

Но в апреле, когда растаял снег, романтика исчезла. Обнаружились ветхость многих строений, масса покосившихся развалюх, залатанные чем попало кровли... От всего этого я пришел в ужас, тем более что приехал из красавца Ленинграда.

Первые полгода мне пришлось жить в клинике: днем в лаборатории, а ночевать в кабинете профессора Б.М. Шершеского, который и пригласил меня в Томск. Было время, когда хотелось все бросить и вернуться в Ленинград. Но желание заниматься тем, чем хотелось, к чему стремился, а главное, понимание того, что мне очень повезло с учителем и институтом, заставили остаться и продолжать работу.

Теперь могу с уверенностью сказать, что решение уехать в Томск было одним из самых трудных, которые приходилось принимать. Оно определило всю мою жизнь на долгие годы.

 

***

В Томском мединституте меня встретили радушно, приветливо и по возможности помогали адаптироваться к новым условиям жизни и работы. Почти сразу поручили заведование большой терапевтической клиникой. Заведующий кафедрой Б.М. Шершевский руководил и занимался научной работой, чтением лекций, а также диагностикой, лечением больных.

Заведование клиникой у меня существенных трудностей и проблем не вызывало, так как было знакомо. Но выяснилось, что моего врачебного опыта и даже знаний не хватало. Приходилось доучиваться теоретически и практически у коллег, в основном у своего профессора. В свои 35 лет мне пришлось изучать немало того, что не изучалось в академии и во время войны. Одновременно пришлось учиться читать лекции студентам, с чем ранее не сталкивался, – к счастью, в институте учителей было в избытке.

Всё это мне нравилось, приносило удовлетворение и вполне оправдывало все трудности, которые пришлось преодолевать. Одновременно готовился заняться научной работой по теме докторской диссертации. Всему этому весьма благоприятствовала общая ситуация и условия работы. По литературе познакомился с планом, методами будущей научной работы и необходимым оборудованием, условиями.

В то время ничего этого на кафедре и даже в институте не было. Поэтому пришлось все добывать самому и создавать необходимые условия. На это ушло более двух лет.

 

***

Особенно трудным был год, когда семья из пяти человек жила в одной комнате большой коммунальной квартиры в доме совершенно без всяких удобств, где не было даже кухни и дверь жилой комнаты выходила прямо в сени. Туалет был в семидесяти метрах от дома, иногда воду приходилось носить ведрами от соседей, через улицу.

Только через год мы получили трехкомнатную квартиру в старом, уже накренившемся деревянном доме, где была общая кухня, водопровод, печь, которую зимой приходилось топить два раза в сутки, перетаскивая ведрами на второй этаж уголь и обратно шлак.

В таких условиях жили восемь лет, и только в 1966 году под угрозой моего перехода на работу в Красноярский мединститут, куда я был приглашен и где была обещана хорошая квартира, наш дом был поставлен на капитальный ремонт, оборудован всем необходимым и перестроен по моему плану с выделением отдельной квартиры.

Там я прожил еще 6 лет и только последние 12 – в действительно хорошей квартире бывшего обкомовского дома. Таким образом, вполне приличную квартиру я смог получить только в 61 год от роду.

 

***

В последующее время город постепенно во многом изменился к лучшему, я ко многому привык, появилось много знакомых и друзей, работалось хорошо, я был вполне удовлетворен и вскоре привязался и полюбил и город, и природу вокруг Томска и в Западной Сибири, на Алтае.

Прежние мысли о переезде исчезли, хотя после защиты докторской я имел приглашения заведовать кафедрой не только в Красноярске, но и в Барнауле.

Здесь надо отметить, что так называемая пятая графа (употреблялась для обозначения еврейской национальности) имела в сибирских городах существенно меньшее негативное значение, чем в западных регионах СССР. В Томске эта проблема была незначимой, в частности в вузах и НИИ.

Лично меня эта «графа» коснулась только один раз, когда мне, в течение трех лет безупречно исполнявшему обязанности проректора по учебной работе, вдруг предложили подать заявление об уходе по собственному желанию, что я и сделал.

Один из высоких партийных чиновников доверительно сказал мне, мол, «ты же понимаешь, что в ректорате двух евреев быть не может». Естественно, я «понимал» и подготовился заранее, оставив за собой заведование крупной кафедрой медицинского университета.

 

***

Я прожил свой век не только глобально, но и в родной стране, в сложных условиях и трудностях, прожил хорошо и счастливо, чего и всем желаю!»

 

О подготовке врачей в России

Несмотря на проживание в Израиле, Юрий Наумович Штейнгардт остается по своей сути россиянином и томичом, которого живо интересуют проблемы развития медицины, здравоохранения в нашей стране.

Сегодня мы публикуем его размышления о том, как улучшить подготовку врачей в высшей школе, которыми он делился на своей странице в Фейсбуке.

 

«В России, по словам такого авторитетного врача и общественного деятеля, как профессор Леонид Рошаль, которые они произнес еще до начала пандемии, здравоохранение «умирает стоя».

Говоря без лишних эмоций, оно серьезно недомогает и требует интенсивного лечения. Есть основания отметить, что при этом недостаточно внимания и реальных действий уделяется высшему и среднему медицинскому образованию и усовершенствованию врачей.

Так, в плане ликвидации дефицита врачей Минздрав намерен через два года увеличить число врачей на 25 тысяч. Личный практический опыт и современные требования к высшему образованию, тем более к подготовке врачей, вызывают по меньшей мере сомнение. А готовить и выпускать дипломированных зауряд-врачей в мирное время недопустимо, так как это еще больше ухудшит ситуацию.

Согласно требованиям Хартии Европейской ассоциации высшего образования 1999 года, высшие учебные заведения и университеты должны удовлетворять ряду условий для качественной подготовки специалистов высокой квалификации.

Среди первых – необходима инфраструктура вуза и самого учебного процесса, нормативно достаточное количество помещений и оборудования, учебных аудиторий и баз практики, оптимальное количество преподавателей соответственно количеству обучающихся и многое другое, включая достаточно высокую требовательность при контроле знаний и аттестации.

Подавляющего большинства этих условий в российских медицинских вузах нет. Создавать их необходимо, хотя это требует времени, усилий и средств. В противном случае повышать и даже сохранять имеющийся сейчас уровень высшего медицинского образования невозможно, так же как и решить многие нынешние и будущие проблемы охраны здоровья населения.

Сегодня вместо модернизации фундаментальных условий пытаются латать дыры старого одеяла – увеличивать наборы студентов и всеми средствами препятствовать даже естественному отсеву снижением текущего контроля за выполнением учебных заданий и уровня требовательности при оценке знаний и навыков, а также вводить дистанционное обучение даже там, где это не полезно и не нужно для улучшения подготовки врачей.

Увеличение контингента иногда значительное, что приводит к увеличению числа студентов в учебных группах вдвое, даже на старших курсах, где занятия должны проводиться в палатах, часто перегруженных койками стационара. Иногда клинические занятия проводятся в два потока, даже во второй половине дня, что нарушает больничный режим, вызывает недовольство многих пациентов. Все это не способствует качеству подготовки специалистов, тем более для самостоятельной работы по окончании вуза.

Нельзя не упомянуть и о следующем: уже давно непрестижные преподавание и даже научная работа в медицинских вузах стали еще менее престижными и материально привлекательными.

Молодежь стали увлекать другие профессии и виды деятельности. И неудивительно, если даже профессор, заведующий кафедрой медицинского вуза, получает меньше, чем, например, некоторые медсестры в больнице Израиля.

Комплектовать кафедры новыми специалистами становится труднее, особенно наиболее пригодными для этой работы. Конкурсный принцип комплектования кафедр преподавателями потерял свое значение, так как желающих конкурировать не хватает, и появилась тенденция к уходу даже опытных и немолодых специалистов из вузов.

При всем этом определенно уменьшилось внимание и контроль руководителей за методикой преподавания. Все это отрицательно отражается на качестве преподавания и учебы. Об этом говорят сами преподаватели и даже студенты.

Июль 2020 г.».

 

schteingardtДорогой Юрий Наумович!

От души поздравляем Вас с замечательным, солидным юбилеем! Вы остаетесь для всех, кто знал и общался с Вами, образцом настоящего ученого, замечательного клинициста, большой Личности! Вы всегда радуете нас своими вдумчивыми, часто критичными статьями, интересными воспоминаниями!

Радуйте нас и дальше! Берегите себя! Сибирского здоровья Вам, больших и малых радостей!

Ваши коллеги,
друзья, просто томичи

 

досье

Ю.Н. Штейнгардт родился во врачебной семье в 1922 году в городе Полоцк, Белоруссия.

В 1944 году окончил Военно-морскую медицинскую академию (Ленинград). Ветеран Великой Отечественной войны, воевал на Ленинградском фронте в составе Черноморского флота Дунайской флотилии. Награжден орденом Красной звезды, медалями «За оборону Ленинграда», «За взятие Будапешта» и др.

В 1957 году начал работать в Томском медицинском институте, вначале доцентом, затем профессором кафедры пропедевтической терапии (в 1965 году защитил докторскую диссертацию).

С 1969 по 1990 год заведовал кафедрой внутренних болезней СибГМУ.

В это же время был деканом педиатрического факультета, проректором по учебной работе (1968-1970 годы), председателем правления Томского общества терапевтов и городских клинико-анатомических конференций.

По инициативе и под руководством профессора Штейнгардта в начале 70-х годов в Томске была организована специализированная неотложная и стационарная кардиологическая медицинская помощь и первое специализированное инфарктное отделение.