Back Вы здесь: Главная Коллеги Высокие стандарты в профессии

Высокие стандарты в профессии

worldskills5Подведены итоги VII Регионального чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) Томской области. Задача WorldSkills – модернизация профессионального образования, которое теперь должно полностью соответствовать мировым стандартам. В этом году Томский базовый медицинский колледж, который является специализированным центром компетенции движения WorldSkills, проводил соревнования чемпионата сразу по пяти компетенциям.

Чемпионат «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) проходил на 20 площадках, где студенты колледжей и школьники соревновались по 94 компетенциям. Всего в чемпионате приняли участие более 600 конкурсантов.

Состязания по всем медицинским компетенциям проходили в Томском базовом медицинском колледже (ТБМК) на базе специально оборудованных лабораторий для отработки практических навыков – мастерских. В каждой из них скрупулезно создано рабочее место специалистов среднего медицинского звена соответствующей компетенции. В этих мастерских конкурсанты усиленно готовились к испытаниям в течение полутора месяцев. При этом они должны были еще и учиться.

worldskills3Обычно конкурсные испытания собирают много зрителей: студентов и преподавателей медколледжа, школьников, работодателей. Однако из-за эпидемии COVID-19 вход для них на конкурс был закрыт. В здания ТБМК можно было попасть только по предъявлении QR-кода, всем посетителям измеряли температуру с занесением в температурный журнал, дезинфицировали руки.

Традиционно для конкурсантов и экспертов было организовано бесплатное питание. Чтобы помочь конкурсантам справиться с волнением и стрессом, присутствовали штатные психологи медколледжа.

Судьи оценивали не только выполнение конкурсантами медицинских манипуляций, но и общение с пациентами, соблюдение санэпидрежима, заполнение документации.

Специфика WorldSkills – все задания максимально приближены к реальной работе медицинских специалистов в лечебно-профилактических учреждениях. В составе судейства – сотрудники роддома им. Н.А. Семашко, Станции скорой медицинской помощи, клиник НИИ онкологии ТНИМЦ РАН, Детской стоматологической поликлиники №2, а также томских аптечных сетей «Эвалар», «Аптека низких цен», «Лека».

Выступление одного конкурсанта оценивали три члена жюри: два эксперта (преподаватели ТБМК, прошедшие сертификацию в WorldSkills) и действующий специалист в данной области.

 

Презентация новых компетенций

В этом году по нескольким компетенциям состязания проходили в формате презентации для специалистов WorldSkills. Они состоялись до начала основного конкурса и не предусматривали отбора на национальный этап конкурса. Видеозапись состязаний транслировалась экспертам WorldSkills в московский офис онлайн, либо их запись выкладывалась на YouTube.

Одной из презентационных компетенций в этом году была Стоматология профилактическая. На площадке конкурса участникам необходимо было оценить функциональное состояние и дать правильные рекомендации по уходу за полостью рта двум пациентам: пенсионеру со съемными протезами и беременной женщине.

– В нашем колледже нет подготовки медсестер конкретно для стоматологии. В конкурсе участвовали студентки других специальностей, которым интересно работать в стоматологической сфере (некоторые уже подрабатывают ассистентами стоматолога), – рассказывает главный эксперт по компетенции «Стоматология профилактическая», преподаватель ТБМК Юлия АУБАКИРОВА. – Учитывая, что студенты выступали без основательной подготовки, как конкурсанты по другим компетенциям, с заданиями они справились очень хорошо. Прекрасно выступили и статисты, изображавшие пациентов, прямо вживались в свою роль, как настоящие артисты.

Также в формате презентации состоялись состязания по компетенции Акушерская деятельность. Участники состязаний должны были выполнить три задания: обследование роженицы, акушерское обследование в родах, обработка новорожденного в родовом зале.

– Вместо статистов у наших конкурсантов были манекены, что несколько дезориентировало некоторых студентов, и они совершали ошибки в общении с «пациентами», – рассказывает Елена ПЕТРОВА, главный эксперт по компетенции «Акушерская деятельность», преподаватель ТБМК.

 

Сложнейшие конкурсные испытания

Впервые в основной части регионального этапа чемпионата прошли соревнования по компетенции Лечебная деятельность, в которой соревновались студенты специальности «Лечебное дело», будущие фельдшеры. Задания для этой компетенции были одними из самых сложных.

worldskills1Так, конкурсанты выявляли у «ковидного пациента» пневмонию с менингеальным синдромом, диагностировали у другого «больного» травмы грудной клетки и перелом предплечья с оказанием ему догоспитальной помощи. В условиях автомобиля скорой оказывали неотложную помощь при политравме. На компьютерном манекене отрабатывали акушерскую помощь. В рамках модуля «Организация здравоохранения» работали со статистическими данными по различным заболеваниям.

Самым легким, на первый взгляд, был завершающий модуль – профилактическое консультирование. Однако и здесь будущим фельдшерам нужно было проявить недюжинную смекалку. Например, требовалось убедить пожилую женщину, страдающую диабетом, не отказываться от лечения и соблюдать правильную диету.

– Задания были максимально приближены к реальным условиям работы фельдшера, – рассказывает заместитель главного эксперта по компетенции «Лечебная деятельность» Максим МАЙОРОВ, преподаватель ТБМК. – В двух модулях наши конкурсанты, в связи с условиями заданий, оказывали помощь пациенту, будучи одетыми в ковидные костюмы, респираторы, защитные очки. В такой экипировке они проводили на площадке по три часа.

Соревнования по компетенции Медицинский и социальный уход проводятся уже четвертый раз. Но в этом году и здесь были новации. Кроме традиционной возрастной группы, в которой соревнуются студенты медколледжа, в региональном этапе приняли участие школьники от 14 до 16 лет. Это те ребята, которые познакомились со специальностями ТБМК в рамках проекта департамента профессионального образования Томской области «Билет в будущее». Юниоры тоже тщательно готовились к своим состязаниям, регулярно приезжая на занятия в медколледж.

– Задания на чемпионате с каждым годом всё усложняются, – делится главный эксперт по компетенции «Медицинский и социальный уход» Анисия МАСОЛЫКО. – Если раньше они были рассчитаны на профессиональный уровень младшей медсестры, то теперь, даже для юниоров, это уровень опытной медсестры.

worldskills2Конкурсные задания включали в себя патронаж пациентов на дому, оказание медпомощи в условиях стационара и дома престарелых. Для отработки медицинских навыков организаторы приготовили конкурсантов-пациентов с достаточно сложными диагнозами: с рассеянным склерозом, уростомой (искусственный мочевой пузырь), с черепно-мозговой травмой и афазией (расстройство речи), сахарным диабетом, также были «пациенты» после операции аппендэктомии и после перенесенной коронавирусной инфекции.

Еще одна постоянная компетенция WorldSkills – Фармацевтика. Она также была представлена двумя возрастными категориями: студенты и юниоры. В прошлом году победительница регионального этапа по данной компетенции Мария Громова заняла на всероссийском этапе конкурса третье место.

– Школьники с удовольствием принимают участие в конкурсе, – рассказывает главный эксперт по компетенции «Фармацевтика», преподаватель ТБМК Евгения ЮРЬЕВА. – В этом году мы активно сотрудничали с Сибирским лицеем и для регионального этапа провели большой отсев желающих.

Конкурсные соревнования проводились по трем модулям: приемка товара в аптеке с выявлением фальсификата и недопоставкой, изготовление лекарственной формы по рецепту (в том числе таблеток на специальном оборудовании), фармацевтическая консультация посетителей аптеки. Для юниоров задания те же, только предусмотрено меньшее количество препаратов и посетителей аптеки.

– Третье задание традиционно самое сложное, но именно за него судьи могут поставить наибольшее количество баллов, – объясняет Евгения Александровна. – Здесь оцениваются знание фармпрепаратов, работа с кассовым чеком, оформление витрины «аптеки» и, конечно, работа с посетителем. В общении с ним нужно не только быть вежливым, но и задать грамотные вопросы, чтобы правильно подобрать для больного человека лекарство.

 

Отличный формат проверки знаний

worldskills4Из-за эпидемии COVID-19 церемония награждения победителей в этом году, как и в 2020-м, состоялась в формате онлайн в актовом зале ТБМК.

Все конкурсанты, занявшие в своей компетенции первое место, поедут на отборочный этап VII национального чемпионата, который будет проходить в декабре этого года в Великом Новгороде.

– Формат проверки знаний в условиях мастерских отражает настоящий уровень подготовки молодого специалиста, – комментирует эксперт WorldSkills, ответственная за проведение регионального этапа чемпионата в ТБМК Лилия РОЖКОВА. – Уже не первый год наш медколледж проводит промежуточное тестирование в течение года по многим специальностям в формате демонстрационного экзамена.

Со следующего учебного года преподавание по специальности «Фармацевтика» будет проходить по новым стандартам образования, которые уже предусматривают оценку успеваемости и защиту выпускников в формате демонстрационного экзамена. Надеемся, что изменения будут и по другим нашим специальностям.

Марина ДИАМАНТ

Победителями регионального этапа чемпионата стали:

• в компетенции Акушерская деятельность – Анастасия Алипова, ТБМК;

Лечебная деятельность – Кристина Гульманова, Колпашевский филиал ТБМК;

Медицинский и социальный уход – Софья Трифонова,ТБМК, среди юниоров – Полина Шалакина, школа №23;

Стоматология профилактическая – Екатерина Соси, ТБМК;

Фармацевтика – Анжелика Джафарова, ТБМК, среди юниоров – Злата Иванова, Сибирский лицей.

 

мнение экспертов

• Азиза АЛИЕВА, старшая акушерка отделения патологии беременных ОГАУЗ «Роддом им. Н. А. Семашко», независимый эксперт по компетенции «Акушерская деятельность»:

– Благодаря использованию компьютеризированных манекенов конкурс получился очень зрелищным! В целом студенты выступили для своего уровня очень хорошо, конкурсантку под первым номером я могла бы прямо сейчас взять на работу в свое отделение. Безусловно, такие мероприятия очень нужны для системы томского здравоохранения. Мне кажется, что организаторам нужно задействовать в конкурсе еще больше работодателей.

 

• Дмитрий КРУТИКОВ, старший фельдшер ОГАУЗ «Станция скорой медицинской помощи», независимый эксперт по компетенции «Лечебная деятельность»:

– Конкурсанты выступили хорошо, правда, иногда волнение мешало им собраться с мыслями, сосредоточиться. Площадки под выступление, в частности мастерская «Скорая неотложная помощь», которая была практически как реальный автомобиль скорой, – имели всё основное оборудование, которым мы пользуемся каждый день. Со стороны судей есть некоторые замечания по чек-листу выполнения отдельных заданий. Мы направили соответствующее письмо организаторам чемпионата, разрабатывающим задания. Идея проводить такой чемпионат очень правильная, с удовольствием приму участие в нем в следующий раз.

 

ГОТОВИМ СПЕЦИАЛИСТОВ ПОД РЕАЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ

tbmkpri lojkТатьяна ЛОЖКИНА, директор Томского базового медицинского колледжа:

– Чемпионат – один из примеров конструктивного взаимодействия системы образования с работодателями. В будущем наш медколледж планирует значительно увеличить количество работодателей в качестве независимых экспертов на чемпионате, привлекать их к разработке заданий для конкурсных модулей. Все ситуационные задания мы потом отрабатываем с другими нашими студентами во время учебного процесса.

В дни проведения чемпионата состоялся важный для ТБМК круглый стол, в котором в онлайн-формате приняли участие 53 работодателя: главные врачи, главные медсестры, начальники кадровых служб ЛПУ нашей области. Также на нем присутствовали представители департаментов профессионального образования и здравоохранения Томской области.

Целью круглого стола было вовлечь работодателей в процесс подготовки молодых специалистов. Они должны иметь возможность влиять на образовательный процесс: только в этом случае можно подготовить кадры, востребованные на рынке труда.

Во время круглого стола мы делали прямые включения с конкурсных площадок, чтобы продемонстрировать возможности наших высокотехнологичных мастерских, на базе которых можно подготовить специалистов любого уровня.Сегодня некоторые ЛПУ пассивно подходят к решению своих кадровых проблем, хотя существует возможность подготовить специалистов именно под их потребности.

В то же время есть хорошие примеры сотрудничества, как со Станцией скорой медицинской помощи. Наши студенты уже на первых курсах проходят ознакомительные занятия, которые ведут сотрудники скорой помощи. Выпускники колледжа также работают под руководством опытных наставников.

Только совместной работой органов образования и практического здравоохранения можно решить кадровые проблемы нашей области.

tbmk logo