Back Вы здесь: Главная Коллеги Главный наставник скорой

Главный наставник скорой

skor 1Наставничество – добрая и полезная традиция, которая реализуется во многих медицинских учреждениях. В Томске примером успешного наставничества служит ОГАУЗ «Станция скорой медицинской помощи». А вдохновителем и организатором шефства, человеком, болеющим душой за воспитание профессиональных кадров, является главный фельдшер Надежда Мясникова.

Личный опыт

Надежда Андреевна хорошо помнит свой первый вызов на станции скорой медицинской помощи. Это было в 1982 году, накануне 8 Марта, когда сотрудниц поздравлял с праздником главный врач. Ей же нужно было срочно выехать к роженице на Черемошники, в цыганскую семью. Женщина родила прямо дома, но внезапно у нее начались судороги.

Молодому, неопытному фельдшеру пришлось срочно принять решение по спасению жизни матери и новорожденного. Матери в вену она ввела магнезию, малышу откачала слизь изо рта клизмой, вызвала бригаду специализированной помощи.

К моменту приезда бригады состояние женщины нормализовалось. Специалисты продолжили работу с роженицей, а Надежда, завернув младенца, увезла его в ближайший роддом.

Сегодня она признается, как трудно ей было в первое время. Спасал настойчивый, решительный характер. Смелость, быстрота реакции в большой цене у работников скорой помощи. Но одним характером ситуацию можно не спасти. Нужен высокий профессионализм.

В этом Надежду Мясникову убеждает собственный опыт. Она трудится в службе скорой медпомощи без малого четыре десятка лет, семь лет работала в выездной бригаде и 25 лет подрабатывала в детской реанимации. Сегодня в подчинении у главного фельдшера станции скорой помощи настоящая армия работников среднего и младшего медперсонала: 295 фельдшеров и 62 медсестры. Помогают ей руководить таким коллективом восемь старших фельдшеров, каждый из которых отвечает за свою службу, а это, помимо центральной подстанции, несколько подстанций с бригадами различных профилей.

– В целом у нас работают около 40 бригад, которые обслуживают до 700 вызовов в сутки, – говорит Надежда Андреевна. – Хорошо, что нас снабжают новыми автомобилями. Но нужны кадры, причем хорошо подготовленные!

 

Учим на манекенах

Об этих кадрах она заботится, когда студенты медколледжа приходят на практику еще только после второго курса. Так начинается первый этап подготовки молодого пополнения – студенческий. Томский базовый медицинский колледж – то учреждение, с которым у главного фельдшера тенейшая связь.

– Подготовка будущих фельдшеров в колледже ведется на самом современном уровне, – отмечает Надежда Андреевна. – Совместно с директором колледжа Татьяной Юрьевной Ложкиной мы внедрили в образовательный процесс программу «Сестринское дело в условиях скорой и неотложной помощи», которая получила одобрение в профильном министерстве. Качественному обучению служит и мастерская колледжа «Скорая и неотложная помощь». В ней отрабатываются практически все сценарии работы бригады скорой: помощь при ДТП, внезапная остановка кровообращения, приступы астмы, острый инфаркт миокарда и другие. На нашей станции скорой помощи также есть два класса – учебный и симуляционный. В классе на манекенах до автоматизма отрабатываются все практические навыки спасения человека. Я составила специальную программу «Наставник на скорой помощи», в ее рамках группы студентов по 6 человек (а не 8–10) прикрепляются к опытному старшему фельдшеру. Под его руководством они обучаются на третьем, четвертом курсах. Опытный фельдшер берет их на вызовы, иногда доверяет несложные манипуляции и, главное, на жизненных примерах показывает, что и как надо делать.

 

Знать и уметь

Фельдшер скорой помощи кроме элементарных инъекций обязан уметь выполнять всё, что называется оказанием квалифицированной медицинской помощи на догоспитальном этапе. Современная машина скорой помощи оборудована аппаратами для подачи кислорода, дефибрилляции, искусственной вентиляции легких.

Надежда Андреевна замечает:

– Молодой специалист должен с закрытыми глазами ориентироваться в машине скорой помощи, знать, что где лежит, как работает. Перед сменой нужно обязательно проверить всё медицинское оснащение и работу всей аппаратуры. Важно, например, уметь не только снять электрокардиограмму, но и проанализировать, оценить ее и поставить диагноз, чтобы правильно оказать помощь. У нас обучение идет по программам «Инновационные технологии в развитии лечебного дела, сестринского дела», «Алгоритмы использования разных моделей автоматических внешних дефибрилляторов» и др. Фельдшер просто обязан уметь работать со всей аппаратурой, в том числе с появляющимися новинками.

Но не меньше требований предъявляется к характеру специалиста. Невозможно оставаться равнодушным к беде человека, а каждый вызов в подавляющем большинстве – это крик о помощи! И нужно уметь выслушать пациента, проявить милосердие и терпение. И только потом быстроту реакции на ситуацию.

 

На благо томичей

– Я патриотка, люблю Томск, томичей и всю свою жизнь посвятила улучшению функционирования такой важной и нужной для населения медицинской службы, – признается Надежда Андреевна. – Когда кто-то высказывает даже малейший негатив по поводу нашей работы, я воспринимаю это с болью, хотя таких нареканий с каждым годом всё меньше, наша служба активно развивается во всех направлениях.

И главный фельдшер вносит свою лепту в это развитие. А ее увлеченность любимым делом подействовала даже на ближайших родственников: в скорую помощь пришли работать старшая и младшая сестры, одна – фельдшером, другая – провизором в аптеке.

Что уж говорить о студентах и выпускниках медицинского колледжа, которых она просто очаровывает рассказами о трудной, но благородной работе на станции.

Общественность оценила вклад Надежды Мясниковой в развитие здравоохранения, она с гордостью носит орден Дружбы, но еще больше радуется, когда вчерашние студенты становятся классными специалистами и, глядя на них, подтягивается следующее поколение.

Эстафета поколений продолжается и вносит свой вклад в укрепление здоровья томичей.

Валентина АНТОНОВА

афоризмы Надежды Мясниковой

• Кто скоро помог, тот дважды помог!
• Наша специальность не благодарная, но благородная!
• Врач на скорой – золотая голова, а фельдшер – это золотая голова с золотыми руками!
• На скорой остаются люди, увлеченные профессией, у которых глазки горят!

 

ДОЙТИ ДО «ПЕРВОГО НОМЕРА»

skor 2Второй этап подготовки – когда выпускники колледжа приходят работать на станцию. Это практически подготовленные специалисты, и все же им дается трехмесячный срок, чтобы показать себя. За каждым закрепляется опытный наставник.   Для самих выпускников это хорошая проверка на «прочность», на правильный выбор своего дела. Вот что рассказали вчерашние студенты, выпускницы 2019 года.

Полина КОТЛЯРОВА:

– Студенткой я пришла на станцию в день открытых дверей. Нас встретила Надежда Андреевна и просто покорила своим увлекательным рассказом о сложной, но такой благородной работе на скорой! Эта увлеченность передалась многим, в том числе мне. Получив диплом, я решила: только на скорую! Первые три месяца ездила на вызовы «вторым номером» вместе с опытным фельдшером Артёмом Гравитисом.

Он поправлял, подсказывал, как вести себя с разными пациентами: пожилыми людьми или теми, кто очень взволнован. Показывал, как лучше сделать ту или иную манипуляцию. Учил, как заполнять документацию. После оттачивания практических навыков под руководством наставника самостоятельно работать волнительно, но уже точно не страшно. Через три месяца я уже ездила «первым номером».

Сейчас я работаю на третьей подстанции, именно она обслуживает тех, у кого температура и подозрение на коронавирус. Никакого страха у нас, сотруднико, нет. Добавились такие манипуляции, как дезинфекция салона автомобиля после каждого вызова, смена защитного костюма. Я сегодня после отпуска первый день работаю. Скучала по своей работе, просто рвалась сюда! Знакомые удивляются: ведь сейчас очень опасно. Но мы же едем помогать людям, это наша профессия. И я уже убедилась, что любимая.

 

Евгения ТЕУС:

– Я с детства мечтала стать врачом. Не получилось поступить в вуз, решила, чтобы год не пропадал, пойти поучиться в медколледж. Но учеба настолько понравилась, что осталась в колледже. А после – пошла работать на станцию. Для того чтобы здесь работать, нужны крепкие нервы, умение быстро ориентироваться в ситуации и своевременно оказать помощь.

Бывает, что вопрос о жизни и смерти решается за минуты или секунды. Совсем недавно у меня был вызов на несчастный случай: тонули двое подростков на Томи. К моменту, когда мы прибыли на место, одного уже было не спасти, другого удалось откачать, применить кислородную поддержку, увезти в стационар. Стресс, конечно, у меня был, но и облегчение, что хоть одну жизнь удалось спасти. У меня была наставником фельдшер Наталья Тибеяковой, которая помогала мне во всех процессах оказания помощи, а сейчас езжу на вызовы «первым номером», а «вторым» у меня бывают студенты. Стараюсь им всё подробно растолковывать, хотя они многое знают, но в нашей работе повторения не лишние. Набравшись опыта, хочу продолжить обучение, только уже в вузе.